МЕТОД МОНТЕССОРИ
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РОЛИКИ
Система Марии Монтессори давно стала известной и популярной в нашей стране, но во многом остаётся загадкой и вызывает, пожалуй, наибольшее количество споров среди родителей и специалистов.

Чем же отличается Монтессори-метод от других? Прежде всего – отношением к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, индивидуальными способами и сроками освоения окружающего мира. Суть системы Монтессори – в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства – в развитии и адаптации в окружающем мире.

Поэтому в Монтессори-классе малышу предоставлена возможность активно действовать, самому выбирать материалы для занятий, осваивать различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение. Ведь он всё делает сам!
Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности.

Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта методика даёт ребёнку возможность за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.

Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.

Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. И ещё можно выяснить, почему вода мокрая. Это ведь так интересно! Малышам предоставляется возможность по свободному выбору удовлетворять свои интересы. А если ребёнок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно! Взрослый же становится частью культурной среды, в которой растёт малыш, оказывается в роли наблюдателя (нужно вовремя заметить растущие интересы ребёнка) и создателя новых, интересных детям, вещей.

Если мы заглянем в Монтессори-класс в России, то картина будет почти такой же, как если бы мы попали в аналогичную школу в Нью-Йорке, Амстердаме или Токио. Дети складывают на коврике башню из кубиков, обводят пальчиками шершавые буквы на табличках, моют посуду или… слушают тишину. Школами и классами называются все Монтессори-группы, даже для малышей с рождения, ведь дети там учатся!

В классе всегда есть несколько функциональных зон.

Одна из зон аналогична домашнему хозяйству с настоящей посудой, раковиной, гладильной доской, верстаком с инструментами, – здесь дети приобретают различные навыки практической жизни и (заодно!) совершенствуют моторику и координацию. В других зонах сосредоточены материалы для развития сенсорики, речи, математических способностей, знакомства с окружающим миром.

Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться.

Учитель наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Роль Монтессори-учителя пассивна только для непосвящённых. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое занятие необходимо ему предложить для дальнейшего развития. Индивидуальная работа с каждым учеником, причём не директивная, а направляющая, – вот задача учителя в Монтессори-классе.

Разновозрастность детей – ещё один непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи и народной педагогики.
И главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям. Поэтому и дети выходят весёлыми, добрыми, самостоятельными, любознательными и счастливыми.
Система Марии Монтессори давно стала известной и популярной в нашей стране, но во многом остаётся загадкой и вызывает, пожалуй, наибольшее количество споров среди родителей и специалистов.

Чем же отличается Монтессори-метод от других? Прежде всего – отношением к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, индивидуальными способами и сроками освоения окружающего мира. Суть системы Монтессори – в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства – в развитии и адаптации в окружающем мире.

Поэтому в Монтессори-классе малышу предоставлена возможность активно действовать, самому выбирать материалы для занятий, осваивать различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение. Ведь он всё делает сам!

Мир души ребёнка подобен айсбергу: взрослые видят лишь то, что на поверхности. А органы чувств малыша ежесекундно совершают многотрудную работу, помогая ему познавать мир и себя. Этот процесс не должен быть стихийным. Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности.

Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта методика даёт ребёнку возможность за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.

Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.

Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. И ещё можно выяснить, почему вода мокрая. Это ведь так интересно! Малышам предоставляется возможность по свободному выбору удовлетворять свои интересы. А если ребёнок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно! Взрослый же становится частью культурной среды, в которой растёт малыш, оказывается в роли наблюдателя (нужно вовремя заметить растущие интересы ребёнка) и создателя новых, интересных детям, вещей.

Если мы заглянем в Монтессори-класс в России, то картина будет почти такой же, как если бы мы попали в аналогичную школу в Нью-Йорке, Амстердаме или Токио. Дети складывают на коврике башню из кубиков, обводят пальчиками шершавые буквы на табличках, моют посуду или… слушают тишину. Школами и классами называются все Монтессори-группы, даже для малышей с рождения, ведь дети там учатся!

В классе всегда есть несколько функциональных зон.

Одна из зон аналогична домашнему хозяйству с настоящей посудой, раковиной, гладильной доской, верстаком с инструментами, – здесь дети приобретают различные навыки практической жизни и (заодно!) совершенствуют моторику и координацию. В других зонах сосредоточены материалы для развития сенсорики, речи, математических способностей, знакомства с окружающим миром.

Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться.

Учитель наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Роль Монтессори-учителя пассивна только для непосвящённых. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое занятие необходимо ему предложить для дальнейшего развития. Индивидуальная работа с каждым учеником, причём не директивная, а направляющая, – вот задача учителя в Монтессори-классе.

Разновозрастность детей – ещё один непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи и народной педагогики.

Воспитанию духа, души, нравственности в ребёнке педагогика Монтессори уделяет большое внимание. В группе взрослые и дети живут в атмосфере добра, взаимопонимания и помощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, выполнять договорённости, опекать тех, кто пока слабее, радоваться успехам друг друга.

И главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям. Поэтому и дети выходят весёлыми, добрыми, самостоятельными, любознательными и счастливыми.


Как мы учитываем то, что все дети разные?

«Огромное влияние на детей оказывает образование, при том окружающая ребенка среда является инструментом, ибо ребенок впитывает свою окружающую среду, берет из нее все и воплощает это в себе»

М.Монтессори «Впитывающий разум», стр 81



Детская площадка. Одна задорная мама несётся за своим неугомонным трёхлеткой, другая флегматично покачивает коляску с младшеньким, пока старшая, лет четырёх, собрала вокруг себя ватагу детей постарше и мастерски ими управляет. Вот ещё девочка – она с интересом рассматривает играющую детвору, прижимаясь к ногам сопровождающего взрослого, но присоединяться к играм не спешит. А вот ребёнок незаметно ест песок в песочнице, пока его бабушка увлечённо беседует с подругой. Вот мальчишка, который спрятался в ноги обоих сопровождающих его взрослых, а там – ребёнок, который в свои четыре с небольшим так ловко карабкается по горкам и лестницам, что дети-школьники не успевают за ним.

Почему они такие разные, эти детки?

Что толкает одних из них спокойно принимать слова родителей, учится, быть послушными, а других – на протесты, непонятные действия, активности?

То, что все дети разные, мы уверены и знаем: каждый рождающийся в семье ребёнок обладает собственным характером, темпераментом и планом развития. И, чем младше ребёнок, тем отчётливее в нём проявляется план его развития. Многим родителями и хотелось бы, чтобы их ребёнок вёл себя иначе, но что-то внутри маленького направляет и обусловливает его выборы и поступки вне воли родителей. Будто бы сама природа шепчет в детские души какими им быть.

Дети рождаются по всему миру и, родившись, они полностью не способными воспринимать направленную информацию – наши слова, действия, воспитательные методы - их глаза расфокусированны, они не владеют своим телом, в голове бушует кровь и они не способны выделить что-либо из общего шума, который их окружает. Единственное, что у них уже психологически сформировалось - это черты темперамента. Развитие каждого ребёнка идёт постепенно и у каждого ребёнка свои способности к этому развитию.

Первые шесть лет жизни они полностью овладевают навыками приспособления к той культуре, в которой родились. Они овладевают языком, способами обеспечивать свои простые нужды, моделями общения и манипуляций, овладевают техническими средствами и сложными алгоритмами движений, принятых в их родной культуре. Это чудо происходит незаметно, сопровождается проявлениями присущего ребёнку от рождения темперамента и неизменно нуждается в поддержке родителями.

Слово «поддержка» нередко рождает образ всепринимающего взрослого, который терпит любые действия ребёнка. На деле же ребёнку необходимо понимание границ его возможностей, и именно взрослый в первые годы жизни выступает проводником этих границ: разными способами родители показывают ребёнку, что допустимо, а что – нет, показывают как именно они пользуются предметами быта, как они договариваются между собой, показывают собственным примером, что можно сделать, если правила почему-то не сработали.

Многие замечали, с каким трепетом маленький ребёнок относится к порядку вокруг себя – переставленные вещи, не та одежда на маме или новый человек может вызывать слёзы у малыша. Ребёнок крайне нуждается в реальной информации о мире, у него нет критериев, помогающих узнать, где правда, а где – вымысел. Поэтому очень важно следить за своим языком и действиями в первые годы жизни ребёнка.

Многие родители ищут компетентных специалистов, которые помогают им самим и их детям найти способы общения, подсказывают линию поведения или создают принимающую и развивающую среду согласно потребностям ребёнка.

Наше пространство как раз и рассчитано на разных по темпераменту и характеру детей. Мы создаём такое пространство, где каждый ребёнок может развиваться согласно своему внутреннему плану развития и согласно своему времени – ведь некоторым детям порой необходим отдых, а некоторые, напротив, готовы поглощать информацию, двигаться, играть круглые сутки подряд.

Мы наполняем наш центр растениями в надежде дать детям ранний опыт общения с природой. В нашем центре есть подвижный уголок для тех, кому необходимо лазить и прыгать. Опытные специалисты знают, когда надо вмешаться и как создать безопасность среды.

Почему мы выбрали именно систему Марии Монтессори?

Потому, что она отвечает потребностям в развитии ребёнка – включает в себя все виды движения, обладает информационной насыщенностью, позволяет действовать в индивидуальном режиме, учитывает особенности развития и психологии ребёнка.
Адаптация

Адаптация - привыкание ребёнка к садику. В среднем этот процесс занимает от 1 до 4 недель, хотя во многом зависит от возраста ребёнка, его характера и предыдущего опыта посещения учебных заведений.
Во время адаптации ребёнок может вести себя различным образом - иногда вы можете наблюдать повышенный интерес, который угасает в течение первых двух-трёх недель. А иногда ребёнок активно протестует. Иногда ребёнок может заболеть или выглядеть подавлено.
Самое главное во время привыкания ребёнка к садику придерживаться этих рекомендаций:
Будьте уверены в выбранном вами садике и в его пользе для ребёнка.
Выясните все интересующие вас вопросы у администрации и учителя садика, познакомьтесь с учителями или учителем садика лично, осмотрите помещение - чем больше вы будете доверять учреждению и персоналу, тем легче вашему ребёнку будет принять их.
Подготовьте ребёнка - расскажите простым языком о садике и о том, что его там ждёт, подготовьте ребёнка к тому, что какое-то время он будет без вас.
Поддерживайте позитивный настрой ребёнка: не обсуждайте при ребёнке возникающие вопросы.
Обращайтесь к учителю сразу же, как у вас появляется вопрос или вы наблюдаете у ребёнка не привычную реакцию.
Сообщайте о состоянии ребёнка утром принимающему учителю.
Следуйте рекомендациям учителя.
Водите ребёнка на несколько часов в первый месяц, по мере привыкания к садику можно увеличить время нахождения ребёнка в нём.
Старайтесь держать слово - если вы что-то пообещали ребёнку, выполняйте.
Следуйте указаниям учителя, если при адатации ребёнку понадобилось ваше присуствие. Старайтесь покидать помещение как только учитель вас отпустить - иногда детям легче привыкнуть, если они видят спокойствие и решительность взрослого.
Не задерживайтесь в садике, когда приходите забирать ребёнка.





Интересная литература
- Даниэль Наварра "Наказания бесполезны"
- Мария Монтессори "Дети - другие"
- М.Стендинг "Жизнь и творчество Марии Монтессори"
- О.И.Ефимов, В.Л.Ефимов "15 мифов о детской речи"